Приземление

игра в прятки

Серия Географические игры, часть 1 (смотрите также: введение, часть 2)

О том, что «география в быту» (познание окружающего пространства и себя в нем) — это очень полезный ресурс, достойный вложения времени и внимания, можно почитать по ссылке «введение» наверху.

Сегодня и далее — к полезным играм. Не бойтесь увлечься сами — в нас на самом деле живет путешественник, готовый к приключениям, открытиям и тайнам.

Лучше постараться выбирать игры, которые сколько-нибудь интересны вам самим или в которых вас очень интересует реакция ребенка. То есть элемент интереса с вашей стороны должен быть. Это позволит вам использовать игру неоднократно, а это один из важнейших факторов освоения материала.

Ребенку очень важна неоднократность, повторяемость того, что происходит. Для него повторяемость — это признак жизненности, «настоящести». То, что произошло один раз (например, однократно сыгранная игра) может оставить след, но сопровождаться она будет ощущением случайности, стихийности, события из чужой жизни.

Так что не беспокойтесь, если у ребенка возникает желание повторять игру вновь и вновь. Это не фиксация, это — освоение.

Итак, приступаем к играм. Сегодня они будут посвящены первому этапу — глубокому освоению территории, «приземлению». Именно поэтому мы и включаем их в серию географические игры.

Очень хорошо помогают освоиться в пространстве по-настоящему, сознательно, с обнаружением всех его «карманов» (а значит — структурности) две очень известные игры.

Горячо — холодно

Играть могут двое — водящий и ищущий. На месте водящего может быть и целая группа, ищущий все же должен быть один.

Ищущий закрывает глаза или выходит, а водящий прячет оговоренный заранее предмет (лучше всего — игрушку: зайца, мишку, мышку) где-то в комнате.

Далее ищущий должен постараться найти предмет, а водящий руководит его действиями, используя определения от «холодно» (когда ищущий УДАЛЯЕТСЯ ОТ предмета) до «теплее», «еще теплее» и «горячо» (когда ищущий ПРИБЛИЖАЕТСЯ К предмету).

На что стоит обратить внимание. Пусть это лирическое отступление, но игра ведется абсолютно честно. Кроме того, интонации водящего — показатель его сочувствия ищущему, это могут быть просто изумительные аранжировки. Иногда взрослому имеет смысл показать пример хорошего «вождения».

Теперь по сути: для детей постарше большее значение приобретает логический элемент: в самом начале стоит внимательно посмотреть, что в комнате не так, нет ли где нарушения порядка (например, малыши часто поверх спрятанной игрушки стараются навалить кучу всякой «маскировки»). Кроме того, надо стараться разнообразить места прятанья, имеет смысл прятать предмет на разных уровнях высоты, в соответствии с разными принципами (на, за, под, внутри, около и т.д.).

Прятки

Для реализации географических целей лучше всего играть в прятки без «застукивания» (потому что элемент скорости и реакции в данном случае второстепенный). Тот, кого нашли первым — водит в следующем кону. Тот, кого нашли последним — получает и накапливает очки (можно даже назначить приз тому, кто наберет больше всех очков за все игры).

Полагаю, что остальные правила объяснять не надо? Если водящий не умеет достаточно хорошо считать, руководить процессом может взрослый, который на время прятанья, например, включает музыку, а в момент, когда водящему приходит время начинать поиск — выключает ее.

Надо быть готовым к тому, что такие прятки могут перерасти в сооружение шалашей и обживание скрытых ранее «карманов» реальности — тайных мест обитания.

Микропутешествие

В эту игру лучше всего играть взрослому и ребенку. Для игры понадобится 2 катушки ниток, лучше разного цвета. Нитки будут обозначать путь каждого из игроков-путешественников. Если у вас есть возможность играть во дворе, на даче и в других подходящих местах, вместо ниток может использоваться мел, а также можно просто прочерчивать путь палочкой — все зависит от поверхности. Нитка — наипростейший вариант, который не оставляет следов и заодно развивает моторику

Концы ниток каждый из игроков привязывает к любым объектам, с которых они не смогут соскользнуть, в противоположных концах комнаты, квартиры или двора.

Далее, если ребенок маленький (его возможности надо оценить субъективно), то имеет смысл отматывать нитки (прокладывать путь) просто навстречу друг другу с целью — встретиться. На днях мы с четырехлетней девочкой пересекли синими и зелеными меловыми линиями весь двор, причем восторг от процесса был длительным и глубоким, а двор мы теперь узнали с совершенно другой стороны…

Во время прокладывания пути стоит иногда обмениваться «путевыми заметками» (о том, что именно вы проезжаете) и вопросами о том, что там вокруг.

Если ребенок постарше, цель может быть другой. Например: доехать (домотать нитку) до определенной точки встречи так, чтобы путь был как можно более долгим и интересным. В конце длину получившихся ниток-путей можно измерить пальцами, шагами или сантиметром. Хорошо, если кроме прокладки пути сформируется и путевая история — где что увидел, почему пришлось повернуть, для чего зашли в дальний порт, зачем здесь кружили и так далее.

Это первая часть географических игр, посвященная «приземлению». Иногда дети «приземляются» очень по-своему и замечают массу значительных деталей, недоступных нам, взрослым. А иногда им нужно помочь «приземлиться».

Хотелось бы порекомендовать книги, которые позволяют это сделать и помогают освоить пространство вокруг себя. Чаще всего это произведения, которые меняют угол зрения — большое глазами маленького, маленькие глазами больших…

Н.Романова «Муравей Красная Точка»
Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (есть и фильм…)

Пожалуйста, если у вас есть свои рекомендации и наблюдения по любым аспектам темы географические игры, напишите о них в комментариях.

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Игры на планшет Андроид http://forum.3dnews.ru/member.php?u=125319 простые и взломанные, качай!

Оставить комментарий