Конкурс «Живые картины»: почувствовать абстракцию

Живые картины, ассоциации

В коллаже использована работа Ю.Самсонова

Сегодня — «познавательное баловство»: я решила устроить игру с картинами-абстракциями — то есть с картинами, в которых нет легко читающегося сюжета, которые могут отражать всё, что угодно: от чувства до концепции, от впечатления до загадочной шифровки — в зависимости от замысла автора.

Что хотелось?

Сделать шаг к чувствованию (а то и пониманию) замысла автора абстрактной картины. Провести параллели. Сделать это, не вылезая из игрового состояния — просто посмотреть, что из этого получится, к чему приведёт.

Что вдохновило?

Конкурс Живые картины (он длится до 1 декабря).

Как действовала?

Набрала в поисковике «Абстрактная живопись» в режиме «Картинки». Перелистывала результаты поиска, выхватывая всё, что отзывалось и напоминало сюжеты каких-то сделанных ранее фотографий.

Ну то есть мой фонд для параллелей — фотографии. Думаю, можно, в качестве аналогий  выбирать параллель из «фонда» цветов, эмоций, жестов (какому цвету, или эмоции, или чувству, или жесту соответствует картина) — и т.д. Главное-то что? Что принесёт такого рода игра! :)

Что дала такая игра в ассоциации?

Мне она принесла некоторые новые различения.

Например, какая-то фотография соответствовала картине чисто визуально, и я получала внутреннее ДА на эту аналогию:

аналогии

В коллаже использована работа R.Houck

Какие-то соответствия были формальными, внешними — а не цветочки ли тут фиолетовые типа моих? И «поскрипывающее» ДА в ответ. ДА с натяжкой, потому что формальный критерий — по-моему, самый слабенький.

Аналогии фотография картина

В коллаже использована работа Е.Лебедевой

Вот соответствие по цвету и фактуре:

Параллели

В коллаже использована работа Е.Лебедевой

А вот из этих двух соответствий — одно «физическое» — «как бы деревья как бы слева»:

Весенние деревья

В коллаже использована работа Б.Тупейко

А второе настроенческое:

Параллели картина фотография

В коллаже использована работа Б.Тупейко

Внутреннее ДА вызывает вторая аналогия, настроенческая. Но это субъективно, как и всё в этом деле.

Вот некоторое ритмическое соответствие (хотя сначала оно мне показалось более явным… но всё же что-то есть):

Ассоциации

В коллаже использована работа, автор которой не установлен

Вот соответствие чисто экспрессивное — мне кажется, эти «кусочки мира» — об одном и том же. Казалось бы — разводы красок и полевые цветы… Но ведь и мы, когда делаем фотографию, фотографируем не всё-всё-всё, а какой-то сюжет, какую-то линию… Ну то есть в данном случае полевые цветы для меня «заряжены» тем же, чем «заряжены» краски на картине.

Игра в ассоциации

В коллаже использована работа М.Берулава

Здесь соответствие тоже достаточно поверхностное, декоративное, но внутреннее ДА почему-то возникло:

Играем в ассоциации

В коллаже использована работа, автор которой не установлен

Соответствие сюжетное: листья и тени в луже, ведь так? И фактическое сходство вроде есть:

Листья в луже

В коллаже использована работа И.Штукмейстер

Ещё сюжетная ассоциация. Впрочем, и картины в обоих случаях не слишком абстрактные.

Ассоциации игра

В коллаже использована работа М.Кургины

А вот 3 подряд варианта:

Минор

В коллаже использована работа, автор которой не установлен

В чём я вижу сходство: и там, там есть элементы грязного и чистого, отработанного и вневременного.

Грязные тона

В коллаже использована работа, автор которой не установлен

В чём я вижу сходство: грязные тона и разнонаправленные линии: на фотографии берег, вода, водоросли — как разные мазки одного тона.

кора дерева

В коллаже использована работа, автор которой не установлен

В чём я вижу сходство: и там и там — печать чего-то пережитого, непростого.

В общем, мне было очень интересно, и даже как-то трудновато остановиться. :) Мне кажется, такого рода уподобления расширяют восприятие (если относиться к ним легко). И, что для меня очень важно, помогают лучше услышать своё внутреннее «ДА». Спасибо за внимание!

А вот моя первая работа для конкурса «Живые картины» — «Кошки-лебеди» >>

Все работы конкурса выложены здесь >>

Заглядывайте, очень интересные есть работы, есть где и удивиться, и поулыбаться!

С лучшими пожеланиями,

Ваша Светлана Ранджелович

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

19 комментариев к записи “Конкурс «Живые картины»: почувствовать абстракцию”

  1. Света, ну ты удивила!!! Не буду до окончания конкурса давать волю эмоциям, но удивила очень сильно!

  2. [...] Светлана открывала этот конкурс, её первые работы можно посмотреть на этой странице. И за пять дней до окончания конкурса Светлана прислала новую серию фотографий, которые вы можете увидеть здесь. [...]

  3. админ Светлана:

    Ольга, я и сама удивлялась в процессе работы — открытиям. Пусть небольшим, но всё же и строится из небольшого)). Спасибо большое за очень интересный творческий конкурс — в который раз вижу, что без внешнего повода часто и сам не знаешь, что можешь придумать и над чем задуматься).

  4. Ольга:

    Светлана, очень интересно! Спасибо! :)

  5. Отличная подборка! Светлана, удачи вам в конкурсе!

  6. Вот где ломка мозга… Фотогграфии листьев в луже меня больше всего поразили, я даже не сразу поняла, что это и как снято, а в паре с картиной открывается вообще целый мир значений. Ну надо же — найти красивое и загадочное в грязной луже, не перестаю удивляться тебе)))

  7. админ Светлана:

    Ольга, рада, что интересно, спасибо за отклик!

    Элина, благодарю!

    Оля, так интересно, что ты находишь что-то своё, какие-то свои открытия делаешь))).

  8. Света!!! Вы в очередной раз поразили и восхитили! Ваш оригинальный взгляд фотохудожника всегда меня очень радует и даже вдохновляет. Смотрю на картинки и фото и вижу — Да похоже!!! Похоже, похоже, хотя казалось бы сравниваются абсолютно разные вещи между собой! Это чудесно.

    И еще хочу сказать, что Вы меня вдохновили тоже поучаствовать в конкурсе. Ага!

  9. админ Светлана:

    Елена, спасибо, очень подняли настроение, ура!) Здорово, что вы тоже участвуете, правда у меня комментарии в спам улетели под вашим постом).

  10. Потрясающе! Очень интересная игра с абстракциями, ведь в них всё так не очевидно. Каждый может увидеть нечто свое, совершенно противоположное тому, что видит кто-то еще! С удовольствием погрузилась в эти работы.

  11. Светлана! Браво! Просто великолепное чувство абстракции! Метафорическое мышление в действии.
    Снимаю шляпу!

  12. админ Светлана:

    Таня, очень рада, что ты заглянула и рада, что тебе стало интересно. Ура).

    Ольга, рада, что срезонировало). Чувство подпрыгнуло несколько раз, чтобы до чего-то допрыгнуть — сначала было так… неловко, что ли, искать аналогии по своему усмотрению, но постепенно игра вышла на какую-то реальную почву, и стало правда очень интересно. А ты планируешь включться в конкурс? Мне было бы так интересно, что ты придумаешь).

  13. Света, времени уже не осталось для участия. К тому же, тебя мне нипочем не переплюнуть)))) Это твой конек — игры с фотоаппаратом.
    От всего сердца желаю неоспоримого реванша в конкурсе!

  14. Непросто найти похожесть, а тебе, Светлана, удалось.. И ведь совпало как всё точно.. Засмотрелась! Спасибо!

  15. Света, как же классно! У меня разногласия возникли только по картине М. Берулавы. Но это же чисто субъективное мнение) А все остальное настолько «в точку»!
    пс. На днях была на выставке своего одногруппника. У него тоже абстракция. Я прям там млела на некоторых картинах особенно. И вдруг рядом услышала мнение женщины — «Я совсем не понимаю этого». Мне это было удивительно. Вторая — моя подружка — сказала, что у нее тяжелое чувство после выставки. Чем тоже меня удивила. Поэтому абстракция это настолько субъективное впечатление. Но в твоем случае мы совпали. Почти))

  16. Светлана!
    как бы я хотела проводить такие игры с восприятием в свои школьные годы на уроках ИЗО..вот почему-то я уверена, что необходимо ввести в программу нечто подобное)
    Ведь это помогает нашей фантазии видеть невидимое, слегка уловимое. Кроме этого видим неразрывную связь живого мира с акварельным, мира пейзажей, фауны с абстракциями.. Хотя мы и не знаем точно, что же скрывается, что же хотел донести до нас художник)
    Мне очень понравились игры-сходства)

  17. Светлана, у Вас столько красоты всегда! Потрясающе! Всегда захожу к Вам просто отдохнуть, глазами, и душой, и мозгом!

  18. админ Светлана:

    Оля, спасибо за пожелания! А за «всяким таким» я тогда в блог буду заходить, раз ты в конкурс не успела).

    Ой, Юля, я рада, что срезонировало! Ура)

    Женя, мне так дорого твоё мнение и то, что «почти»совпали. Я к абстракциям отношусь с интересом, если они вызывают какой-то отклик или желание разобраться. Бывает, что чуть не до слёз: да что же это??? непроходимость, и почему-то не хочется проходить. А иногда затягивает. Или греет. Или замысел к тебе продирается изо всех сил)). Я рада, что ты как художник не осудила меня за эту игру).

    Про воспитание внимания, Таня, очень согласна. Мне кажется, это благодарная работа. И находить какие-то образные и мыслительные инструменты для того, чтобы понять замысел автора, очень бы пригодились… Мне кажется, уроки ИЗО могут быть очень ценными, если их «затачивать» и для воспитания «жилки творения», и для воспитания «жилки восприятия». Спасибо за отклик!

    Марина, так я тогда просто счастлива! :) Спасибо :)

  19. Умение понимать абстракцию, ощущать ее — очень ценное, мне кажется. Развивает и учит мыслить нестандартно.

    Мне понравилась ваша подборка. Спасибо!

Оставить комментарий